Для физического развития дошкольников в ДОУ №37 созданы следующие условия: · Использование разнообразных видов и форм организации режима двигательной активности в регламентированной и нерегламентированной видах деятельности детей; · Увеличение моторной плотности занятий; · Создание в группах спортивных «уголков», где пособия, атрибуты соответствуют возрасту детей и используются для индивидуально-групповой работы с детьми; · Согласованность планирования работы педагогов и инструктора физкультуры по физическому развитию детей в группах дошкольного возраста; Для успешного выполнения задачи по физическому воспитанию проводили: · Анализ показателей здоровья; · Анализ физического развития детей; · Диагностику физического развития · Контроль за организацией и проведением утренней гимнастики, занятия, двигательной активностью на прогулках; · Регулярно отслеживалась плотность физзанятий и физическая нагрузка детей; · Инструктор по физической культуре при проведении занятий учитывает психофизические особенности детей; · В во всех группах реализовывался проект по здоровьесбережению. В средней и старших группах дважды в течение года инструктор по физо проводит тестирование детей по программе «Из детство в отрочество». Результаты физического развития держатся примерно на одном уровне в течение трех лет, поэтому необходимо оптимизировать работу по физическому развитию детей в новом учебном году. В ДОУ проводятся спортивные мероприятия, ведется активная работа по развитию движений на прогулке. Воспитанники нашего детского сада активно участвуют в спортивно-массовых мероприятиях поселка В детском саду недостаточно современного спортивного инвентаря, физплощадка не отвечает современным требованиям и потребностям детей. В практической работе недостаточно освоены : · Практические формы приобщения детей к здоровому образу жизни; Перспективу физического развития детей мы видим в организации преемственности детского сада и семьи. В нашем ДОУ №37 6 групп, из которых 1 группа раннего возраста. Работе с детьми раннего возраста мы уделяем особое внимание. Коллектив педагогов нашего учреждения использует комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение процесса адаптации малышей к условиям детского сада, на оптимизацию состояния здоровья, развития, поведения новичков. Организация периода адаптации – серьезная забота руководителя учреждения и всего педагогического коллектива. Мы в своей работе используем психолого-педагогические параметры, разработанные доцентом кафедры РМАПО К.Л. Печорой. С их помощью определяем степень готовности ребенка к поступлению в ДОУ, прогнозируем, как будет проходить адаптация. Для этого заблаговременно (в момент записи в дошкольное учреждение), проводим медико-психологическое консультирование. Оно дает представление о здоровье, особенностях поведения ребенка и дает возможность назначить корректирующие мероприятия ( отучение от вредных привычек, приблизить режим дома к режиму в ДОУ и т.д.). Обращаем особое внимание на те моменты в поведении малыша, которые будут наиболее значимы в период адаптации. Это: наличие или отсутствие контакта со сверстниками, инициативность в игре и общении с окружающими, умение решать «проблемы в игре». Чтобы уменьшить стрессовую ситуацию для ребенка, предлагаем щадящий режим посещения, приход с любимыми игрушками, предлагаем побыть с ребенком взрослым членам семьи и т.п. Результаты работы всего коллектива нашего детского сада отражены в следующих цифрах: Из 28человек 20 (что составляет 87,5%) прошли легкую степень адаптации, 4 детей (что составляет 12.5%) прошли адаптацию средней тяжести. Адаптация детей в учреждении проходит стабильно. Высок уровень легкой степени адаптации и практически нет детей с тяжелой степенью адаптации. В том, что адаптация у ребенка к режиму детского сада проходит стабильно и положительно, заслуга педагогов, их педагогического воздействия на каждого ребенка. На протяжении учебного года результаты развития ребенка фиксировались в индивидуальных картах нервно-психического развития Анализируя карты можно сделать вывод: дети приходят в детский сад с задержкой навыков активной речи. В работе с детьми педагоги используют разнообразные методы и приемы, стимулируя речевую активность детей. При адаптационном периоде, в наблюдении за нервно-психическим развитием используем показатели, разработанные Печорой К.Л Наибольшее запаздывание идет по развитию речи и сенсорному развитию – 10 и 16 человек. На будущий год планируем семинар для воспитателей с целью повышения профессионального мастерства педагогов по развитию детей раннего возраста. В 1 младших группах используется программа «Радуга» под редакцией Дороновой Т.Н., по этой программе обучаются 40 детей. В 1 младшей группе улучшилось речевое развитие, чему способствовали проведенные мероприятия в детском саду. Для интеллектуального развития детей в учреждении созданы условия согласно программе по которой работает детский сад («Радуга» Дороновой Т.А. и «Из детства в отрочество» Дороновой Т.А.). Во всех возрастных группах создана предметно-развивающая среда с учетом возраста, развития у детей элементарных представлений об окружающем мире, способствующей речевой активности детей, раскрытию их творческого потенциала. Из года в год растет количество детей с высоким уровнем математических представлений. Педагоги целенаправленно работают по программе, используя различные методы и приемы по формированию любознательности и интеллектуальному развитию детей. В этом учебном году выросло количество детей с низким уровнем развития математических представлений. Причина: большое количество детей, пришедших в группу из дома – 6 человек. Диагностика развития речи детей идет по нескольким параметрам: · Звуковая культура речи детей; · Формирование грамматического строя речи; · Развитие связной речи; В последний год улучшилось качество освоения программы по развитию речи. Высокий уровень освоения программы повысился с 28.5 % до 39.2 %. На наш взгляд, это произошло благодаря проведенным мероприятиям. Несмотря на это, высок процент низкого уровня освоения развития речи. Причину видим в том что в детском саду нет логопедических групп, а детей с нарушением звукопроизношения год от года становится больше. Будем продолжать работать и дальше в данном направлении. В детском саду созданы необходимые условия для музыкального воспитания и развития детей. Диагностику проводили по следующим параметрам: 1. Музыкальный слух 2. Певческий голос 3. Выразительность движения 4. Творческие проявления Учитывались показатели, являющиеся наиболее значимыми. В пении – исполнение простых песен без сопровождения,, выразительное пение с сопровождением, количество правильно и неточно поющих детей. Музыкальный слух: различение звуков по высоте, длительности, умение прислушиваться и подстраиваться к пению взрослого. В ритмических движениях качество усвоения отдельных элементов танца. Творческие импровизации исполнялись на 1-3 звуках. У детей стабильно средний и высокий уровень музыкальных способностей. Дети с низким уровнем музыкальных способностей – это как правило ребята с задержкой психического развития. В этом году много приобрели музыкально-дидактических пособий в группах для закрепления знаний, полученных на занятиях. Намечаем продолжать организацию предметно-развивающего пространства в группах. Наши дети – активные участники концертов, фестивалей, проводимых в поселке. Уже два года подряд дети нашего детского сада занимают 1 место в номинации песня- соло. В этом году заняли 1 место и за чтение стихов. Много концертов проводится и в детском саду – ко всем праздникам и просто для малышей. Для развития дошкольников в театрализованной деятельности, в художественно-эстетическом воспитании также созданы достаточные условия. Создана предметно-развивающая среда в соответствии с возрастом ребенка , педагоги используют разнообразные методы и приемы, что способствует возникновение интереса детей к изодеятельности, развитию артистических навыков. Диагностика по художественно-эстетическому воспитанию детей показала, что у детей сформирован интерес к изодеятельности, на занятиях осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Количество детей с высоким уровнем развития колеблется, но радует, что стабильно снижается количество детей с низким уровнем по художественно-эстетическому развитию детей. В этом году активно использовали обучение народно-прикладному искусству, совершенствовали работу по формированию знаний, умений и навыков у дошкольников: · В жанре декоративно-прикладного искусства ( программа «Росток» Н. Шестаковой); · Активизировали работу с родителями по данному направлению. Недостаточно: · Проводилось занятий по знакомству с пейзажной лирикой, скульптурой. Намечаем эту работу активизировать в этом учебном году. Работа дала положительные результаты. Активно участвовали в выставках, проводимых в выставочном зале: «Мир без войны глазами детей», где Соловьева Саша из подготовительной группы заняла 2 место и «Мой любимый воспитатель», где были представлены работы старшей группы в стиле рисование нитью. Участвовали в выставке рисунков, проводимых фирмой «Лафарж» на тему «Безопасность».Активно проводились выставки в детском саду по сезонам, посвященным праздникам Восьмое марта и Дню защитника отечества, а также по безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности. Третий год проводим диагностику патриотического воспитания детей. В этом году работа в данном направлении была продолжена. Уровень освоения довольно высок 86.5% и 91.5%. В детском саду созданы условия для осуществления игровой деятельности. Создана предметно-развивающая среда: В группах раннего возраста игровой комплекс «песок-вода», игровой уголок для развития сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Гараж», «Автобус», уголок ряженья, уголок сенсорного развития, дидактические игры по возрасту, атрибуты для подвижных игр, физкультурный уголок для спортивных игр, выносной материал для игр на улице. Во второй младшей и средней группах игровой уголок для развития сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Почта», «Гараж», «Автобус», «Корабль», уголок ряженья, дидактические игры по возрасту, атрибуты для подвижных игр, физкультурный уголок для спортивных игр, выносной материал для игр на улице. В старших и подготовительных группах игровой уголок для развития сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Почта», «Гараж», «Автобус», «Корабль», «Космос», «Школа», уголок ряженья, дидактические игры по возрасту, атрибуты для подвижных игр, физкультурный уголок для спортивных игр, выносной материал для игр на улице. Чтобы воспитанники овладели игровыми умениями воспитатели играют вместе с детьми. В младших группах на правах играющего партнера, в старших, беря на себя косвенную роль. В этом году воспитатели старших-подготовительных групп начали осваивать игру-придумывание. Начали мы эту работу со сказок, когда дети вместе с воспитателем придумывают знакомую детям сказку, но с другими героями, или, наоборот, знакомые герои попадают в необычные ситуации. Этим процессом мы готовим детей к наиболее сложному этапу сюжетно-ролевой игры– режиссерской игре. Стиль общения педагогов и воспитанников – демократический. Воспитатели доброжелательны, вежливы, стараются вызвать желание у ребенка к самостоятельной игровой деятельности. В планах отражена работа по развитию игровой деятельности – обогащение сюжетно-ролевой игры, подвижные, дидактические, народные игры, создание условий для организации сюжетно-ролевых игр. При организации игры воспитатели групп оказывают детям помощь в организации взаимодействия в совместной игре: -побуждают детей придумывать события для своих игр. -помогают детям налаживать взаимодействие в совместных играх, раскрывают содержание, связи и соотношение разыгрываемых ролей. -знакомят детей с основными моментами организации игры. -используют игру для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников. Обогащают событийную сторону содержания ролевой игры: -вносят в детские игры новое содержание. Детская инициатива ничем не скована. Ярко выступает лидер, дети идут за ним. Проявляется разделение игровых интересов мальчиков и девочек (мальчикам нужно большое пространство, девочкам- уединение). Во взрослом дети видят компетентного советника, организующего игру, но не принимающего в ней непосредственного участия. Для мальчиков- игры производственного, приключенческого жанра( в путешествия, летчиков, инопланетян), для девочек- семейно-романтического плана (в королевство принцесс, дочки-матери). Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление узнать больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх, они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из кинофильмов, рассказов взрослых. В учреждении соблюдается баланс между игрой и другими видами деятельности. Место игры ничем не заменяется. Игра составляет в разных возрастных группах от 45 минут до 1 часа в день. В группах организуются консультации для родителей о необходимости развития игровой деятельности. В детском саду создана система контроля, где отражена и игровая деятельность. Так, в декабре проводился оперативный контроль. Даны рекомендации педагогам по проведенному контролю. В детском саду созданы условия для осуществления игровой деятельности. Создана предметно-развивающая среда: В группах раннего возраста игровой комплекс «песок-вода», игровой уголок для развития сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Гараж», «Автобус», уголок ряженья, уголок сенсорного развития, дидактические игры по возрасту, атрибуты для подвижных игр, физкультурный уголок для спортивных игр, выносной материал для игр на улице. Во второй младшей и средней группах игровой уголок для развития сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Почта», «Гараж», «Автобус», «Корабль», уголок ряженья, дидактические игры по возрасту, атрибуты для подвижных игр, физкультурный уголок для спортивных игр, выносной материал для игр на улице. В старших и подготовительных группах игровой уголок для развития сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Почта», «Гараж», «Автобус», «Корабль», «Космос», «Школа», уголок ряженья, дидактические игры по возрасту, атрибуты для подвижных игр, физкультурный уголок для спортивных игр, выносной материал для игр на улице. Чтобы воспитанники овладели игровыми умениями воспитатели играют вместе с детьми. В младших группах на правах играющего партнера, в старших, беря на себя косвенную роль. В этом году воспитатели старших-подготовительных групп начали осваивать игру-придумывание. Начали мы эту работу со сказок, когда дети вместе с воспитателем придумывают знакомую детям сказку, но с другими героями, или, наоборот, знакомые герои попадают в необычные ситуации. Этим процессом мы готовим детей к наиболее сложному этапу сюжетно-ролевой игры– режиссерской игре. Стиль общения педагогов и воспитанников – демократический. Воспитатели доброжелательны, вежливы, стараются вызвать желание у ребенка к самостоятельной игровой деятельности. В планах отражена работа по развитию игровой деятельности – обогащение сюжетно-ролевой игры, подвижные, дидактические, народные игры, создание условий для организации сюжетно-ролевых игр. При организации игры воспитатели групп оказывают детям помощь в организации взаимодействия в совместной игре: -побуждают детей придумывать события для своих игр. -помогают детям налаживать взаимодействие в совместных играх, раскрывают содержание, связи и соотношение разыгрываемых ролей. -знакомят детей с основными моментами организации игры. -используют игру для улучшения положения ребенка в коллективе сверстников. Дети всех возрастных групп умеют и любят играть. Структура начального образования и содержания в условиях вариативности программ и технологий, с учетом государственного стандарта, выдвигаются определенные требования к уровню готовности ребенка к школе. Совместно с педагогами школы №28 разработан план мероприятий по установлению преемственности в воспитании и обучении детей. Основными формами работы являются: взаимопосещения, круглые столы, консультации и т.д. был разработан план мероприятий по знакомству детей со школой. Ведется адаптационное отслеживание выпускников детского сада. В ДОУ в 2011 году выпустили в школу 28 человек. Диагностику готовности детей к школе проводили в 2 этапа- в январе и мае учебного года. Была проведена диагностика интеллектуальной готовности По сравнению с началом учебного года почти все дети улучшили свои собственные показатели. Так., не готовы к школе было 9 человек из 28, к концу года 5 человек из 28.